Дорожки в саду являются  важным элементом украшения ландшафта. Они могут настолько преобразить ваш участок,что вы будите чувствовать себя как в сказке или прибывать в каком то экзотическом уголке планеты. У них есть ещё и чисто практическая цель. С полной уверенностью можно сказать, что дорожки необходимы на каждом дачном участке. О том как укладывать садовые дорожки, и какие материалы при этом использовать мы и поговорим в нашей статье.

Расположение садовых дорожек следует продумывать на этапе планирования приусадебного участка, так как от этого сильно зависит его облик.

 

 

 

 

 

 

 

Виды садовых дорожек

Садовые дорожки могут быть из натурального камня, бетона, кирпича, бетонных плит, крупного гравия, плитки, дерева. Каждый сам выбирает, из какого материала выкладывать дорожки. Самые дорогие и долговечные – из натурального камня, самые дешевые – из гравия и бетона. Достойным вариантом могут служить садовые дорожки из кирпича или плитки, которую можно изготовить самим.

Укладка и устройство садовых дорожек

Прежде чем рассмотреть изготовление дорожек, хотим обратить ваше внимание на некоторые важные моменты:

  1. Лучше всего укладывать дорожки осенью, так как за зиму произойдет усадка почвы.
  2. Садовые дорожки выглядят красивее, если в межплиточных швах растет трава.
  3. Не все дорожки должны быть прямолинейными – природа не любит прямых линий.
  4. Размер плитки для строительства садовой дорожки не должен превышать 50×50 см.
  5. Для лучшего стока воды, дорожка должна иметь уклон от центра к краям 1-4% (2-4 см на метр, если ширина дорожки более 1 метра и 1-1,5 см – если ширина менее 1 м).
  6. Из-за того, что земля будет усаживаться верхний слой дорожки должен быть выше уровня земли на 3-5 см.
  7. Ширина садовой дорожки должна быть более 75 см.
  8. Зимой дорожки из натурального камня (гранита) покрываются льдом, следовательно, на них легко поскользнуться.
  9. Деревянные дорожки не следует укладывать в сырых, тенистых местах.
  10. Для дорожек из гравия необходимо дополнительное укрепление – бордюр.

Основание для укладки садовой дорожки делается следующим образом. Снимается верхний слой почвы примерно 15-18 см. Образовавшееся углубление засыпают смесью гравия с песком, или щебнем, или песком, или шлаком; поливают водой и хорошенько утрамбовывают. Затем засыпают песком и снова утрамбовывают (2-5 см). Верхний слой укладывается в зависимости от выбранного материала. Рассмотрим наиболее практичные и доступные варианты покрытий.

Бетонные плитки

Бетонная плитка смотрится великолепно, приемлемо стоит и долговечна. С ее помощью можно имитировать природные материалы, к тому же ее несложно сделать самим. Для этого необходимо изготовить бетонную смесь и форму для отливания плитки (опалубку).

При изготовлении смеси смешивают 1 долю цемента, 4-5 долей чистого песка и 1 долю воды. Прочность такого бетона будет примерно как у заводского М25 (1 кв. см бетона переносит давление в 25 кг). Вязкость раствора должна быть, как у сметаны. В бетон, для увеличения прочности, нужно вдавить сетку из арматуры с шагом 0,5 см, либо проволоку. Толщину плитки рекомендуем сделать не менее 8 см. Технология изготовления проста: на горизонтальное основание (им может являться металлический лист, фанера или оргалит) устанавливают форму плитки, заполняют ее бетоном, дают массе застыть, после чего форму снимают.

Легче всего изготовить опалубку квадратной или прямоугольной формы из деревянных брусков сечением 50×50 мм. Для этого в продольных брусках на нужном расстоянии друг от друга делают пазы глубиной 10—15 мм, куда вставляют поперечные бруски. Углы скрепляют скобами из полосового железа. Между боковыми гранями бруска и скобы вбивают деревянные клинья, так, чтобы конструкция не потеряла заданную форму.

Форма плитки может быть любой — круглой, овальной, многоугольной. Чтобы бетонные плитки были похожи на натуральный камень, сразу после заливки, их поверхность сначала разравнивают, а потом делают небольшие выступы и вмятины с помощью маленькой кельмочки. Перепад высот не должен превышать 0,5-1 см. На второй день шпателем можно выскребать в бетоне маленькие траншеи и замазывать их цветным либо белым цементным раствором. Для придания натуральности, края плиток нужно стесать, чтобы они приняли округлую форму. На маленьких плитках можно ограничиться созданием шероховатостей.

Ходить по дорожке можно на 3-4 день после отливки. Полностью бетон отвердеет только через 3 недели, на протяжении которых нужно хорошо поливать дорожку, для того, чтобы бетон равномерно высыхал, и на нем поселились мхи и лишайники. Тогда на следующий год бетон будет смотреться как старый настоящий камень. Для придания прочности плиткам после высыхания, можно обработать их сухим цементом.

 

Дорожки из красного кирпича

Садовые дорожки из кирпича на участке смотрятся красиво, к тому же они прочны, морозостойки и не выгорают на солнце. Пережженный красный кирпич — железняк, укладывают на заранее подготовленное основание плашмя или на ребро. Для этого снимают слой почвы (12-15 см) и 10-сантиметровым слоем засыпают песок, придавая слою выпуклую форму в центре. Затем песок смачивают обильно водой и укладывают на него кирпичи. Выложенную дорожку необходимо утрамбовать, например деревянным бруском, и снова полить водой.

Дорожки из природного камня

Для начала подготавливают песчаное основание, толщина которого составляет 8-10 см (определяется по наиболее крупным камням). Лучше всего использовать камни разных размеров. Камни малых и средних размеров укладывают так, чтобы они плотно примыкали друг к другу, а камни больших размеров — с промежутками 5—8 см. Получившиеся промежутки между камнями засыпают грунтом и засевают травой, а для дорожки из бутового камня мелкими тесаными камнями с зазорами 2—3 см и заливают раствором.

Если по такой дорожке будет ездить машина, то ее следует укладывать на бетонное основание. Такое основание делают следующим образом. В подготовленное грунтовое углубление (20—30 см) засыпают бутовый камень, гальку, щебень слоем 10—15 см, поливают водой и трамбуют. Потом заливают бетоном (5—10 см), вновь трамбуют, разравнивают поверхность и на цементном растворе укладывают камни. Промежутки между камнями заливают раствором и расшивают, заботясь о том, чтобы раствор был выше камней (иначе замерзшая зимой в таких углублениях влага может вызвать появление трещин и впоследствии разрушение дорожки). Толщина горизонтального и вертикальных швов должна составлять 2—3 см.

Монолитные дорожки

Монолитные дорожки подходят и для ходьбы, и для проезда автомобиля. Основание такой дорожки необходимо сделать бетонным. Подготавливается углубление, в которое вставляется опалубка, так, чтобы ее кромки были выше земли на 6-8 см. Опалубка может быть из железа, фанеры или досок. Дно будущей дорожки засыпается песком, поливается и хорошенько утрамбовывается. Для укрепления бетона, на песок кладется арматура, и только потом заливается раствором. На следующий день в бетоне выскребают щели шириной 0,5-4 см и глубиной 1,5-2 см. Края и размер щелей должны быть неровными. Получившиеся щели заливают раствором бетона белого или другого цвета. Это придаст бетону естественный вид натуральных камней. После высыхания бетона можно сделать бордюр из грунта шириной 30-50 см, посыпанный песком, галькой, битым кирпичом или засеянный травой.

Изготовление бордюра

Бордюр играет важную, не только декоративную роль: выдерживает контуры дорожки, сохраняет ее покрытие, преграждает путь стекающей воде. Бордюры могут быть из дерева, кирпича, бетона, натурального камня.

Проще всего бордюр сделать из натурального камня. На песчаное основание устанавливают камни, засыпают грунтом, поливают водой и трамбуют. Для бетонного бордюра изготавливают опалубку, которую устанавливают в углубление 10-15 см. Криволинейную форму опалубке можно придать при помощи кольев. Бетонный раствор заливают в опалубку и оставляют на 10 дней. Нужно помнить, что высота бордюра должна быть выше земли на 8-12 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Асфальтобетон применяют для покрытий дорог, кровель, аэродромов, полов в нежилых помещениях, плоских кровель. В отличие от цементного бетона, асфальтобетонная смесь затвердевает сравнительно быстро по мере остывания. Внедрение в практику новых технологий и появление различных видов асфальтобетонов  обозначило  качественно новые перспективы в дорожном строительстве, более подходящее к скоростному движению.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • БобрДобр
  • Сто закладок
  • Blogger
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники
  • Блог Я.ру

Читайте также: